Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо": история создания поэмы

Поэма Н.А. Некрасова – это история о путешествии крестьян по Руси, пожелавших отыскать счастливого человека. Интересно время создания произведения. Писатель начал работу над ним в 1863 году, то есть спустя всего два года после отмены крепостного права в стране. Идея и начальный замысел поэмы были в том, чтобы зарисовками в форме путевых историй показать, какой на самом деле стала жизнь простых людей после столь ожидаемого всеми события.

История создания

Н.А. Некрасов
(Н.А. Некрасов)

Мысли о написании поэмы посещали Некрасова еще в 50-е годы XIX в., когда русскую литературную общественность всколыхнули публикации «Записок охотника» И.С. Тургенева. Начальные страницы первой части увидели свет только в 1863 г., а всего в произведение вошли четыре части.

Первая – без имени, но с прологом (его часто выделяют в самостоятельную часть, поскольку публиковался он отдельно). Вторая – «Последыш», третья – «Крестьянка», четвертая – «Пир на весь мир». Работа над II, III и IV частями велась с 70-го года и до самой смерти писателя в 1877 г. Часть «Пир на весь мир» публика смогла оценить уже после смерти Некрасова с большими купюрами, а в своем оригинальном виде – только в 1920 г.

Таким образом, в общей сложности авторский труд над поэмой длился свыше 13 лет. А в стране в это время происходил исторический переломный момент. Долгожданная отмена крепостного права не сделала крестьянство в целом богаче, но затронула все без исключения слои населения. Стремительно стало набирать силу и наращивать число сторонников политическое движение народников.

Некрасов задает себе вопрос и в творческом произведении пытается дать на него ответ: «народ освобожден, но счастлив ли народ»? Свою поэму автор называл «эпопеей современной крестьянской жизни». Все части написаны в стихотворной форме, изобилующей просторечными выражениями и перекликающейся с народным песенным наследием.

Этапы работы

Иллюстрация Рыбникова к поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
(Иллюстрация Рыбникова к поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Г. Потанин упоминал в своих мемуарах, что с ним еще осенью 1860 г. Некрасов вел беседу о набросках своей книги, ставшей главной в последние годы его жизни. Авторская подпись под первой частью с прологом указывает на 1865 год. Упоминание же в тексте «ссыльных поляков» (указание на восстание в Польше в 1863 г.) свидетельствует о завершении работы над этой частью между 63 и 65 годами.

Перерыв в работе писателя над произведением продлился 7 лет. Только в 1872 году он приступил к написанию «Последыша», а в июле-августе 1973 года Некрасов завершает очередную часть – «Крестьянка». «Пир на весь мир» был дописан осенью 1976 г. Писатель к этому времени был серьезно болен и стремился завершить свой труд, хотя в его изначальной задумке в поэме должны были появиться еще не меньше трех частей. Незавершенность замысла и есть главная причина, затрудняющая критическую оценку произведения.

Публикация произведения

Обложка одного из изданий уже в СССР "Кому на Руси жить хорошо"
(Обложка одного из изданий уже в СССР "Кому на Руси жить хорошо", Детгиз 1960)

Публикация I части поэмы затянулась: с 1866 по 1870 гг. Пролог вышел в печать в январском выпуске «Современника» в 1866 г. Четыре года длилась публикация отрывков первой части. Учитывая социальную остроту поднятых в произведении вопросов, Некрасов опасался жестких цензурных гонений на издательство. И они не замедлили последовать. Цензурный комитет разрешил печать, но свое неодобрение направил в высшую инстанцию.

Главу «Сельская ярмонка», а также «Пьяную ночь» напечатали в «Отечественных записках» в 1869 году. Еще 2 главы («Счастливые» и «Помещик») напечатали только в 1870 г. Цензурный комитет категорически воспрепятствовал публикации завершенной четвертой части в ее авторском прочтении. М.Е. Салтыков-Щедрин после смерти Некрасова внес многочисленные правки, после которых только в 1881 г. произведение было, наконец, разрешено к печати в «Отечественных записках». Оригинал напечатали лишь в 1920 г., благодаря К.И. Чуковскому.

Карикатура с изображением Некрасова и И. Панаева. "Иллюстрированный альманах", 1848 год
(Карикатура с изображением Некрасова и И. Панаева. "Иллюстрированный альманах", 1848)

Критика каждую новую публикацию глав поэмы встречала преимущественно негативно. Так, Виктор Буренин (на тот момент критик-обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей») назвал первые главы пошлыми и только местами имеющими «некоторые достоинства». Василий Авсеенко (член ученого комитета Министерства народного просвещения, а позднее действительный статский советник) назвал поэму Некрасова «длинной и водянистой вещью» и считал ее «неудачнейшим произведением». Оба критика согласно упрекали писателя в том, что его обвинение в адрес крепостничества запоздали на 12 лет.

Положительный отзыв о речи поэтического произведения дал Евгений Марков. Он назвал ее «мелодией настоящей русской песни». Восторженно отзывался о поэме Прокофий Григорьев, назвав ее «небывалой в литературе». Поэт Алексей Жемчужников даже сравнивал работу Некрасова по «капитальности» с «Мертвыми душами» Н.В. Гоголя. Настоящее публичное признание поэмы связывают с публикацией в 1900 году статьи «Вырождение рифмы» Сергея Андреевского, в которой она была объявлена высочайшим достижением Некрасова.

В дальнейшем популярность «Кому на Руси жить хорошо» только росла, особенно после упоминаний работ писателя в трудах Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Первое советское издание было подготовлено К.И. Чуковским, в котором «Пир» был третьей частью, а «Крестьянка» - четвертой. В таком виде поэму публиковали до 1965 года, когда академическое собрание приняло решение вернуть порядок глав, существовавший до 1920 года. При этом филологи согласились, что из-за незавершенности произведения судить об авторском истинном замысле крайне трудно.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.